Оценка эффективности рекламы, ее виды.

Эффективность рекламы сама по себе независимо от ее вида является одним из важнейших понятий в маркетинге. Без оценки эффективности рекламной кампании становится трудным определение рентабельности вложений средств в рекламу. Кроме того, оптимизация ресурсов становится практически невозможной, если неизвестно, какие способы рекламы помогают лучше достичь поставленных целей и каким образом стоит перераспределять вкладываемые в рекламу ресурсы для усиления ее эффективности и наиболее полной отдачи от нее.

Выделяют два вида эффективности рекламы (и, соответственно, два вида целей):

1. Экономическая эффективность.
2. Коммуникативная эффективность (в литературе встречаются еще такие названия коммуникативной эффективности: психологическая, коммуникационная, информационная).

Экономическая эффективность представляет собой определенный показатель «рентабельности» вложений средств в рекламу и представляет собой отношение полученного результата (эффекта) к общему количеству затрат, используемых для достижения этого результата.

Эффективность вложенных в рекламу средств определяется формулой:

Эр = результат (эффект) / затраты

Экономическая эффективность рекламы отражается в изменении экономических показателей фирмы, в частности, дополнительной прибылью, которая была получена за счет рекламы. Экономическая эффективность наиболее часто выражается в достижении таких целей, поставленных рекламодателями как:
• увеличение прибыли;
• изменение занимаемой доли рынка;
• увеличение объема продаж;
• увеличение стоимости активов компании (например, акций);
• изменение динамики товарооборота и т.д.

Разумеется, что на эти показатели влияет целая совокупность иных экономических и неэкономических факторов, например, качество товаров, их цена, упаковка, сервис, имидж фирмы, действия конкурентов и др. Для того, чтобы адекватно оценить экономическую эффективность рекламы, важно понять, какой эффект был достигнут именно благодаря рекламе, исключив при этом влияние всех остальных факторов. Например: как определить выросли ли продажи конкретной фирмы от того, что была запущена их рекламная кампания, или же от того, что цены конкурента выросли и т.п. В этом и заключается основная трудность измерений. В полной мере (на 100 % точно) оценить экономическую эффективность рекламы невозможно, но это и не принципиально важно. Приблизительные подсчеты экономической эффективности вполне оправдывают себя, так как позволяют сделать вывод о целесообразности проведения рекламы.

В свою очередь, коммуникативная эффективность позволяет выявить то, насколько эффективно реклама передает целевой аудитории информацию о продвигаемом продукте\бренде, донесение которой заранее спланировано, а реакция со стороны целевой аудитории на эту информацию ожидаема. Коммуникативная эффективность позволяет оценить то, насколько эта информация формирует желательную для рекламодателя точку зрения аудитории. Можно смело говорить о том, что реклама эффективна, если она достигла поставленных коммуникативных целей. Например:
• улучшение имиджа бренда/компании;
• повышения лояльности потребителей;
• повышение узнаваемости продукта;
• изменение уровня вовлеченности;
• общее отношение аудитории к бренду/фирме
• глубина «внедрения» рекламы (отношение числа лиц, запомнивших рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших).
• привлечение внимания к бренду/фирме/продукту и т.д.

Естественно, в статье приводятся лишь общие цели, данные для примера. На практике же, цели рекламной кампании должны быть максимально конкретными, например, изменение занимаемой доли рынка на 5%, в противном случае, полученные в ходе кампании результаты невозможно будет адекватно оценить.

Комментировать